• Корзина пуста.

  • LOGIN

Играем в Маугли и Типпи.

Сейчас дочери 2 года и 7 месяцев. Уже более 4х месяцев она играет в Маугли и Типпи. А мы эти игры выстраиваем и направляем, чтобы в игровом процессе  давать ребёнку важные знания об экосистемах! Не просто о том, что животные могут выкормить человеческого детёныша. И не просто о о том, что можно подружиться даже с дикими опасными зверями, если знать как. А о том, как устроена природа. Ещё точнее — как устроены и работают экосистемы. Сегодня расскажу вам про эти две игры — Игру в Маугли и Игру в Типпи.

[box] Детская площадка. На карусели Софья (2,5 года) и девочка 3х лет. Софья: «Мама, ты — Багира, а я — Маугли!» и девочке: «А ты кем будешь?» Девочка растерялась, а её бабушка удивленно: «Мы ещё не читаем Маугли! У нас любимая сказка — Колобок!».

Мы тоже, конечно, читали сказку «Колобок». Просто соседи считают, что малышам в 3 под силу только «Колобок». Мы считаем, что дочери можно и Маугли в 2,5. [/box]

Начинали мы, однако, с Рикки-Тикки-Тави. Несмотря на длину текста, Софья заставляла перечитывать рассказ целиком! Чтобы не возник страх перед змеями, который заблокировал бы размышления над их пользой в природе, я, во-первых, при чтении текст редактировала — читала без «страшных» прилагательных, делала рассказ о кобрах более нейтральным. А во-вторых, показала ей фильм «Типпи из Африки», в котором 4хлетняя французская девочка Типпи дружит, среди прочих животных Африки, и со змеёй. Кроме того, я показала Софье видео из YouTube о дружбе маленьких детей с кобрами.

Очень помогли нам разъяснения самой Типпи о том, почему с ней дружат дикие и опасные животные. Это научило Софью без страха проходить мимо лающих на неё чужих собак. Софья внимательно смотрит на собачий хвост. Если виляет, значит приветствует и не опасна! (Кстати, она считает, что хвосты у собак для того и нужны, чтобы приветствовать человека!) Кроме того Софья, проходя мимо лающей собаки, говорит: «Я тебя не боюсь, и ты меня не бойся: я — не охотник! Видишь, у меня в руках нет оружия! Ты хорошая собака! Защищаешь свой дом от чужих, сообщаешь хозяину о нас! Ты — молодец!».

 

Итак, после просмотра фильма «Типпи из Африки» в нашу жизнь влилась и игра в Типпи с хождением босиком на улице. Софья скидывает обувь и заявляет  «Я —  Типпи!». Не мне вам рассказывать о пользе хождения босиком по траве, земле и камушкам. А наша природа к тому очень располагает!

Но пора продолжить рассказ.

Итак, я показала Софье мультфильм «Маугли». Советский. И он тут же стал любимым.

[box] Мультфильмы в нашем доме не являются ежедневной практикой. И постоянно работающего телевизора у нас нет. У нас вообще телевизора нет. А приезжая в гости, мы просим его не включать.

Мы показываем Софье только тщательно отобранные мной мультфильмы, фильмы и видео. Я комментирую и поясняю многое в процессе. Некоторые моменты я могу просто пропускать, если считаю необходимым. И ВСЕГДА обсуждаем то, что увидели. [/box]

Конечно, тигр Шерхан вызвал в ней страх. Она сообщила «Мама, мне страшно!» и все моменты, где появлялся Шерхан, она первое время смотрела в обнимку со мной или с папой.

[box] Мы считаем важными все чувства. Помогаем Софье их узнавать, называть и учим их принимать.

Мы учим её, что страх — это чувство, которое предупреждает об опасности, обостряет внимание, слух, зрение. Страх всегда даёт силы, чтобы справиться с опасностью. Он исчезает, когда исчезает опасность.

Мы не говорим «Не бойся!», если она боится. Мы говорим: «Тебе страшно, потому что… и мы можем сделать так…, а ещё ты можешь…!»

Мы показываем способы защиты от опасностей, с которыми она встречается.

Например, когда начинает развиваться воображение (что, конечно, прекрасно!), оно неизбежно начинает рисовать опасности в темноте.

Например, Шерхан! Тогда ребёнку нужна помощь, чтобы справиться с этой опасностью. Можно включить свет или ночник, можно позвать сильного папу, обняться с мамой, построить защитный домик, убедиться, что дверь в дом закрыта и наш дом крепкий — в него Шерхан не проберётся. Можно обзавестись красным цветком и железным зубом :) Можно стать сильнее, чтобы защищаться. А можно подружиться!

Мы должны не просто подарить ребёнку безопасное пространство для развития, но и научить его встречаться с опасностями и справляться с ними. И в первую очередь — с воображаемыми! Воображаемые опасности тоже нужны! Для тренировки! :) И они хорошо устраняются знаниями (Шерхан живёт в Джунглях Индии, а у нас степная часть России) и верой в свои силы (я могу подружиться со зверями — у меня есть такой опыт, а если на меня нападут, могу защитить себя ловкостью и хитростью, потому что умею думать «за себя и за волка»).[/box]

Дальше начались простые сюжетно-ролевые игры (столь важные для развития любого ребёнка). Мама назначалась Багирой, папа — Балу, кот Афанасий — Акеллой, верёвка — Каа, Софья — Маугли. Были у нас и Шерман, и бандерлоги. Мы бегали по Джунглям (по дому или по нашему лесу/двору/улице), прыгали по деревьям (диванам, стульям в доме или по калине во дворе). Софья могла заявить: «Багира, беда! Там идут рыжие псы! Надо спасать Джунгли».

Софья-Типпи
Софья играет в Типпи в своём домике из куста Бузины.

Так мы начали погружение в тему меры. Когда много голодных псов — это очень плохо! Им нечего есть и они нападают на животных, чтобы выжить! И мы бежали спасать Джунгли.

Когда мало воды — это очень плохо! Её не хватает всем. И мы бежали устраивать перемирие и поить зверей в Джунглях. Так Софья усвоила, что, когда чего-то не хватает всем, лучшая стратегия — сплотиться! 

Когда в Африке много птиц (80 миллионов) и мало зелени (вокруг пустыни и саванна) — погибнуть могут все! Тут, правда, мы обнаружили другой выход, вместо применяемого бушменами (они едят птенцов и охотятся на птиц) — сажать деревья и создавать лесосады, чтобы всем было место для сытной и счастливой жизни. Поэтому мы бежали сажать деревья, кусты, травы в Африке.

Потом внимание Софьи сосредоточилось на фразе Маугли: «Что то здесь запахло падалью!». Прекрасная возможность углубиться в законы экосистем! Софья спросила, что такое падаль. Я пояснила — это то, что упало и умерло от болезни, голода, жажды, погодных условий (жара, мороз) или какого-то происшествия (лавина, камнепад, наводнение, пожар).

Мы посмотрели несколько документальных фильмов о природе, где она увидела замерзших лосей, умершего от голода оленя и узнала, что есть животные, которые едят эту падаль. Есть падальщики и животные, которые от голода тоже могут есть падаль.

Тут я её спросила — зачем природе, лесу и нашему Поместью нужны такие животные? Она несколько дней размышляла. А тем временем мы посмотрели, как у нас на огороде мёртвого жука съели муравьи, в фильме грифы ели погибшую серну, ястребы — её кости, росомаха — умершего оленя.

Софью тут  осенило зачем шакал табаки следует за Шерханом и почему волки его пустили в своё логово — собрать старые кости. (Мы не просто смотрели мультфильм, но и слушали аудиокнигу «Маугли», которая отличается от мультфильма).   Шакал ест падаль. Он доедает за тиграми, волками остатки. И он нужен экосистеме! Как сказала Софья — «чтобы было чисто и никто не заболел!».

(Представьте сами, что было бы, если бы в природе не было бы падальщиков? Лес за зиму наполнялся бы трупами животных, а весной они бы разлагались с жутким запахом.)

[box] Дама на улице бросается к Софье и начинает сюсюкать: «Ой, какой птенчик!»

Софья: «Я не птенчик, я — человеческий детёныш! А это моя мама — она человек! Мама, пойдём, что-то падалью запахло!..

Я не успела объяснить даме, что это не оскорбление, а просто дочь играет в Маугли :) [/box]

Софья-маугли
Софья играет в Маугли на нашей калине.

Теперь игра в Маугли у нас приняла такую форму:

Софья сообщает, что запахло падалью. Потом определяем, что это за животное умерло  — это может быть олень, лось или кто угодно. Потом выдвигаем версию — почему животное умерло. Замёрзло в лютую зиму, умерло от голода или случилась другая беда. Потом Софья решает, кого будем звать, чтобы падаль съели и в лесу снова стало чисто. Дочь может позвать грифов, росомаху, муравьёв, бактерии. Потихоньку я сообщаю ей и о других падальщиках. Очень познавательная игра с основами знаний про экосистемы.

Дело не в том, конечно, чтобы играть в игры про падальщиков. Задача — запустить и поддерживать в ребёнке процесс осмысления предназначения всего в природе. И ускорять мысль.

Это  трудная тема — хищники и падальщики. Но дети в состоянии с ней справиться. И тут дело не обходится без слёз. А правильно сказать — без очень сильных чувств. Эти чувства и ведут к осмыслению мудрого устройства природы и позже — к осмыслению ошибок человечества.

Всё это уже привело нас к темам смерти и вечности. И у меня есть для неё прекрасная версия — что были времена, когда на Земле, не было хищников. Мне ведь многое не известно об устройстве мира. И знакомить Софью с версиями я люблю. Мы с ней вместе над ними размышляем.

И играем то в Маугли, то в Типпи. :)

http://verapisarenko.ru/

Поделиться:
10.06.2016

0 responses on "Играем в Маугли и Типпи."

Leave a Message

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Template Design © VibeThemes. All rights reserved.