• Корзина пуста.

  • LOGIN

Малышам: Книга про предназначение.

Продолжаю рассказ о нашей необыкновенной коллекции книг для ПриРодного Образования дочери. Сегодня о последней из трех книг Эрика Карла, которые мы включили в свою библиотеку.

О первой книге — «Очень голодная гусеница» можно прочитать в статье «Малышам: Книга про чудо». О второй книге «Морской конёк» — в статье «Малышам: Книга про пап».

А сегодня представляю вам книгу — «Мечтательный хамелеон».

Когда её увидела моя подруга, поклонница Васнецова, Билибина и Сутеева, она твёрдо сказала, что такую книжку своему сыну (ровеснику Софьи) не купит, потому что она просто безобразна! А ведь ребёнку важен и художественный вкус! :)

Ну, для развития художественного вкуса я выбрала книгу Лены Даниловой (эта удивительная женщина сделала чудесный вклад в развитие моей дочери ещё ДО её рождения, когда как то заехала ко мне в гости со своими детьми; дети меня поразили и Лена тоже, а потом, когда я стала мамой, я пользовалась рекомендациями Лены не раз и сейчас пользуюсь, вспоминая Лену с горячей благодарностью в сердце! Об этом стоит написать отдельно! :))… Так вот я выбрала книгу Лены  «Моя первая книга об искусстве» и её Школу Искусств.

А мне иллюстрации в книге Эрика Карла нравятся. Это не шедевры мировой живописи, но они необычные, яркие, милые и выделяют именно то, что мне нужно!

Книга эта для нас не книжка-картинка и не книжка-сказка. Это книга для запуска процесса осмысления предназначения всего сущего! Получилось очень глобально :) Но по сути!

Книга эта иллюстрирует ребёнку снова всего лишь одну простую мысль — ХОРОШО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ! Тогда легко можно выполнять своё предназначение! А оттуда уже не далеко до мысли — у каждого животного свои приспособления для выполнения своего предназначения. А потом рождается вопрос — у каждого животного есть предназначение, а у растений? Далее совершается переход к вопросу — раз у всего есть своё предназначение, значит и у человека есть? И вот тут уже начинается космос… :)

Но к этому космосу надо ещё взлететь! Для чего надо подготовить ребёнку взлётную полосу.

Мы начинали читать книгу, когда Софье исполнилось года полтора. Можно начинать и в 6. Чем раньше начало, тем проще и постепеннее движемся.

622_bigЭто рассказ о мечтательном хамелеоне, который увидел в зоопарке 9 прекрасных животных и 2 человека. Ему захотелось стать похожим по очереди на каждое животное и на людей. И он стал таким, как они все. Только муху тогда не смог поймать. Поэтому снова захотел стать самим собой. И стал. И тут же поймал муху! Всё. Просто, очень просто.

Когда начинаем читать малышам, то просто читаем и показываем на картинки. Дочь хохотала, когда я изображала, как хамелеон ловит муху языком. Потом, когда ребёнок начнёт говорить, можно добавлять вопрос: «Интересно, а зачем он цвет меняет?» и не отвечать. Наступит момент, когда ребёнок выдаст версию. Мы этому обрадуемся и зададим следующий вопрос — по ситуации.

01labfo5j1353253146Ещё важное дополнение: когда я читала эту книгу, я немного изменяла текст. Я не читаю оценку жизни хамелеона — «Скучновато, правда?». Это формирует неверное представление о жизни животных. Ещё я, читая как хамелеон мечтал сделаться похожим на какое-то животное (белого медведя, розового фламинго, красную лису, золотую рыбку, коричневого оленя, жёлтого жирафа, зелёную черепаху, синего слона, фиолетового тюленя), добавляла каждый раз: «И у него появились… (и что там появлялось у хамелеона — розовые крылья, лапки с перепонками, красный пушистый хвост, золотые плавники, коричневые рога, длинная жёлтая шея, зелёный панцирь, синяя слоновья голова с хоботом и большими ушами, фиолетовые ласты). Это важное дополнение как для развития речи, системного и функционального мышления (привет ТРИЗу :), так и для осмысления предназначения животных и механизмов Природы в целом.

01labfo5j1353253059Когда ребёнок начнёт легко называть животных и цвета, которыми они изображены, а также все их «приспособления» — лапы, хвосты, хоботы, рога и так далее, пора переходить к ГЛАВНЫМ вопросам:
1. Зачем хамелеону длинный язык? (простенький вопрос, казалось бы :) Но для малыша в 1,5-2 года вполне себе серьезный! На вопрос сами, разумеется не отвечаем).

2. Зачем белому медведю быть белым? (Отличный повод для исследований и экспериментов зимой. Но можно и просто показать видео, как белая медведица с малышами по снегу ходит).

3. Зачем фламинго нужны крылья? Зачем ему лапы с перепонками? (Тут хорошо сводить ребёнка посмотреть на кур и на уток или хотя бы видео ему показать — как куры лапками землю скребут, а утки в воде лапками гребут). Повзрослее деткам можно добавить вопросов: Зачем фламинго длинные ноги? Почему фламинго розовый? (Можно вместе посмотреть научно-популярный фильм про птиц).

4. Зачем лисе такой пушистый хвост? (При встрече на прогулке с любыми хвостатыми животными можно спрашивать — Интересно, а этому животному зачем хвост? Софья любит собак и кошек и на этот вопрос не задумываясь ответила: «Чтобы приветствовать людей!» О, да, она использует слова — приветствовать, чудесный, прекрасное чудо, эксперимент, испарение, беседовать, размышлять, наблюдать и так далее :)

5. Зачем рыбе плавники? (Хорошо зайти в зоомагазин и понаблюдать за крупными красивыми рыбками и повторить там свой вопрос).

6. Зачем оленю рога? (Начинаем читать сказки про оленей, смотрим на них, где найдём — в интернете или в заповеднике — и снова повторяем вопрос).

7. Зачем жирафу длинная шея? (Зоопарк и Youtube вам в помощь. Важно дать посмотреть, что животное этим своим приспособлением ДЕЛАЕТ и снова повторить вопрос).

8. Зачем черепахе панцирь? (Показываем, как черепаха в панцирь прячется, а заодно — как она ползёт по солнцепёку к морю, отложив яйца — это вам ещё пригодится! :))

9. Зачем слону хобот? Зачем слону большие уши? (Покажите тем, кто постарше документальный фильм «Типпи из Африки». Мы Софье его первый раз показали в 1,8 — на ура! Позавчера пересматривали и уже два дня Софья у нас — Типпи :) Можно просто ролик про слонов продемонстрировать).

10. Зачем тюленю ласты? Ребятам постарше усложняем — добавляем вопрос «А почему у него не плавники, а ласты?» (И конечно, показываем тюленей, можно в дельфинарии и на видео).

11. Финальный вопрос по книге — Почему хамелеон муху не поймал? (Вы сами попробуйте сформулировать ответ! Это вопрос для сильного стимулирования развития речи и осмысления. Но к нему ребёнок должен быть готов. Словарный запас нужен пошире. Можно помогать формулировать в процессе).

А потом выходим за пределы книги! Начинаем спрашивать кому что зачем на прогулках, дома, где угодно. Вопросы лучше задавать и повторять задумчиво, а не назидательно.

Потом можно перейти на более сложно сформулированные вопросы (когда речь ребёнка будет достаточно хорошей, чтобы суметь ответить на такой вопрос):

Зачем нам нужны слоны/рыбы/жирафы/т.д. — в чём их предназначение?

Обычно взрослых такой вопрос пугает :) Им часто кажется, что ответ должен быть какой то сверхкосмический, наносложный и требующий знания всей природы! Но всё проще: что животное (или растение) ДЕЛАЕТ, для того оно и нужно! :) Поэтому наблюдаем за растениями и животными, узнаём, что они ДЕЛАЮТ и к каким последствиям это приводит — это и есть их предназначение. Растения и животные не умеют отказываться от своего предназначения, забывать о нём или плохо его выполнять. Они выполняют своё предназначение всегда, в меру своих сил и предоставленных возможностей. Тяжёлые судьбы кур на птицефабриках и коров на бойнях мы пока не рассматриваем — всему своё время.

Как видите, книжки вам этой хватит надолго. Потому что вот какое правило делает работу с этой книгой эффективной: СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС ЗАДАЁМ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК РЕБЁНОК ДАЛ ОТВЕТ НА ПРЕДЫДУЩИЙ!

Появилась версия у ребёнка: если верная — радуемся и переходим к новому вопросу. Если вы не в курсе — просвещайтесь. Если версия явно не верная (хотя я таких примеров пока не знаю; обычно версии бывают просто неполными): устраиваем размышления (даём серию наводящих вопросов)/ проводим исследования (наблюдаем глазами, через лупу, микроскоп, бинокль, подзорную трубу) / проводим эксперименты и снова повторяем вопрос, не задавая нового.

Попозже можно учить ребёнка искать ответы на несколько вопросов в один период времени. Но начинаем по одному!

Если вы получили ответ НЕ ЗНАЮ, не расстраиваемся. Если НЕ ЗНАЮ с интонацией — НЕ ЗНАЮ, то ребёнок вам просто сообщил, что не знает :) Это чудесно. Не обязательно спрашивать хочет ли он узнать :) Дети, если их ещё не замучили развивающими занятиями, всегда хотят узнать всё (ну, если ребёнок устал или голоден или расстроен — то может не хотеть пока не отдохнёт, поест и успокоится). Дальше просто устраиваем размышления, исследования, эксперименты.

Если ответ НЕ ЗНАЮ прозвучал с интонацией Я СЕЙЧАС ЗАНЯТ СВОЕЙ ИГРУШКОЙ/МЫСЛЯМИ/ЕДОЙ/ПЕРЕЖИВАНИЯМИ (особенно, если ребёнок старше 4х лет), то далее с вопросами к  нему не пристаём до более удачного момента.

Если НЕ ЗНАЮ — слышится как МНЕ НЕ ИНТЕРЕСНО, налаживайте отношения! Это может быть просто протест. И не против знаний. А против перегрузок. Это лечим прогулками и валянием на травке, мечтами в небо и озорными играми на свежем воздухе. Бывает у ребёнка уже устоялись интересы и в их круг не вошли животные и природа. Правда, это редкость. Даже когда мальчики слишком увлечены роботами, машинками и мультиками, эксперименты и животные им всё равно интересны. Просто нужен «прибор» (лупа или бинокль прекрасно подходят), чтобы смотреть на животных в природе или даже в телевизоре, и эксперимент! Можно устраивать сюжетно-ролевые игры для детей с 3х лет. И станет интересно. Всегда.

И появятся свои вопросы. Тогда берегитесь! :)

Вам надо будет сначала самим организовывать процесс наблюдений, размышлений, экспериментов. А потом ребёнок сам за это возьмётся, когда поймёт, как это делается.

Софья недавно вбежала домой с криком: «Я буду проводить эксперимент! Не мешайте!». А ей 2,5. Пока эксперименты мы контролируем. Расширяем её мастерскую и учим правилам безопасности. А потом будем просто наблюдать и радоваться открытиям :) Расчёт у нас такой :)

4380.400А начинали вот с этой самой книжечки. Она маленького формата. Плотный белый картон (стойкая такая книжка). Покупали, как обычно, в Лабиринте. После долгой охоты. Расхватывают такие книжки почти мгновенно! Хотя стоит «Мечтательный хамелеон» дорого! Но для нас она затраченные на неё деньги отработала сторицей! Мы её так и зовём — книжка-клад!

Надеюсь, вам пригодится наш опыт.

Вера Писаренко

пермакультурная мама :)

Поделиться:
14.05.2016

0 responses on "Малышам: Книга про предназначение."

Leave a Message

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Template Design © VibeThemes. All rights reserved.