
Продолжаю рассказ о нашей необыкновенной коллекции книг для ПриРодного Образования дочери. Сегодня о последней из трех книг Эрика Карла, которые мы включили в свою библиотеку.
О первой книге — «Очень голодная гусеница» можно прочитать в статье «Малышам: Книга про чудо». О второй книге «Морской конёк» — в статье «Малышам: Книга про пап».
А сегодня представляю вам книгу — «Мечтательный хамелеон».
Когда её увидела моя подруга, поклонница Васнецова, Билибина и Сутеева, она твёрдо сказала, что такую книжку своему сыну (ровеснику Софьи) не купит, потому что она просто безобразна! А ведь ребёнку важен и художественный вкус!
Ну, для развития художественного вкуса я выбрала книгу Лены Даниловой (эта удивительная женщина сделала чудесный вклад в развитие моей дочери ещё ДО её рождения, когда как то заехала ко мне в гости со своими детьми; дети меня поразили и Лена тоже, а потом, когда я стала мамой, я пользовалась рекомендациями Лены не раз и сейчас пользуюсь, вспоминая Лену с горячей благодарностью в сердце! Об этом стоит написать отдельно! :))… Так вот я выбрала книгу Лены «Моя первая книга об искусстве» и её Школу Искусств.
А мне иллюстрации в книге Эрика Карла нравятся. Это не шедевры мировой живописи, но они необычные, яркие, милые и выделяют именно то, что мне нужно!
Книга эта для нас не книжка-картинка и не книжка-сказка. Это книга для запуска процесса осмысления предназначения всего сущего! Получилось очень глобально Но по сути!
Книга эта иллюстрирует ребёнку снова всего лишь одну простую мысль — ХОРОШО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ! Тогда легко можно выполнять своё предназначение! А оттуда уже не далеко до мысли — у каждого животного свои приспособления для выполнения своего предназначения. А потом рождается вопрос — у каждого животного есть предназначение, а у растений? Далее совершается переход к вопросу — раз у всего есть своё предназначение, значит и у человека есть? И вот тут уже начинается космос…
Но к этому космосу надо ещё взлететь! Для чего надо подготовить ребёнку взлётную полосу.
Мы начинали читать книгу, когда Софье исполнилось года полтора. Можно начинать и в 6. Чем раньше начало, тем проще и постепеннее движемся.
Это рассказ о мечтательном хамелеоне, который увидел в зоопарке 9 прекрасных животных и 2 человека. Ему захотелось стать похожим по очереди на каждое животное и на людей. И он стал таким, как они все. Только муху тогда не смог поймать. Поэтому снова захотел стать самим собой. И стал. И тут же поймал муху! Всё. Просто, очень просто.
Когда начинаем читать малышам, то просто читаем и показываем на картинки. Дочь хохотала, когда я изображала, как хамелеон ловит муху языком. Потом, когда ребёнок начнёт говорить, можно добавлять вопрос: «Интересно, а зачем он цвет меняет?» и не отвечать. Наступит момент, когда ребёнок выдаст версию. Мы этому обрадуемся и зададим следующий вопрос — по ситуации.
Ещё важное дополнение: когда я читала эту книгу, я немного изменяла текст. Я не читаю оценку жизни хамелеона — «Скучновато, правда?». Это формирует неверное представление о жизни животных. Ещё я, читая как хамелеон мечтал сделаться похожим на какое-то животное (белого медведя, розового фламинго, красную лису, золотую рыбку, коричневого оленя, жёлтого жирафа, зелёную черепаху, синего слона, фиолетового тюленя), добавляла каждый раз: «И у него появились… (и что там появлялось у хамелеона — розовые крылья, лапки с перепонками, красный пушистый хвост, золотые плавники, коричневые рога, длинная жёлтая шея, зелёный панцирь, синяя слоновья голова с хоботом и большими ушами, фиолетовые ласты). Это важное дополнение как для развития речи, системного и функционального мышления (привет ТРИЗу :), так и для осмысления предназначения животных и механизмов Природы в целом.
Когда ребёнок начнёт легко называть животных и цвета, которыми они изображены, а также все их «приспособления» — лапы, хвосты, хоботы, рога и так далее, пора переходить к ГЛАВНЫМ вопросам:
1. Зачем хамелеону длинный язык? (простенький вопрос, казалось бы Но для малыша в 1,5-2 года вполне себе серьезный! На вопрос сами, разумеется не отвечаем).
2. Зачем белому медведю быть белым? (Отличный повод для исследований и экспериментов зимой. Но можно и просто показать видео, как белая медведица с малышами по снегу ходит).
3. Зачем фламинго нужны крылья? Зачем ему лапы с перепонками? (Тут хорошо сводить ребёнка посмотреть на кур и на уток или хотя бы видео ему показать — как куры лапками землю скребут, а утки в воде лапками гребут). Повзрослее деткам можно добавить вопросов: Зачем фламинго длинные ноги? Почему фламинго розовый? (Можно вместе посмотреть научно-популярный фильм про птиц).
4. Зачем лисе такой пушистый хвост? (При встрече на прогулке с любыми хвостатыми животными можно спрашивать — Интересно, а этому животному зачем хвост? Софья любит собак и кошек и на этот вопрос не задумываясь ответила: «Чтобы приветствовать людей!» О, да, она использует слова — приветствовать, чудесный, прекрасное чудо, эксперимент, испарение, беседовать, размышлять, наблюдать и так далее
5. Зачем рыбе плавники? (Хорошо зайти в зоомагазин и понаблюдать за крупными красивыми рыбками и повторить там свой вопрос).
6. Зачем оленю рога? (Начинаем читать сказки про оленей, смотрим на них, где найдём — в интернете или в заповеднике — и снова повторяем вопрос).
7. Зачем жирафу длинная шея? (Зоопарк и Youtube вам в помощь. Важно дать посмотреть, что животное этим своим приспособлением ДЕЛАЕТ и снова повторить вопрос).
8. Зачем черепахе панцирь? (Показываем, как черепаха в панцирь прячется, а заодно — как она ползёт по солнцепёку к морю, отложив яйца — это вам ещё пригодится! :))
9. Зачем слону хобот? Зачем слону большие уши? (Покажите тем, кто постарше документальный фильм «Типпи из Африки». Мы Софье его первый раз показали в 1,8 — на ура! Позавчера пересматривали и уже два дня Софья у нас — Типпи Можно просто ролик про слонов продемонстрировать).
10. Зачем тюленю ласты? Ребятам постарше усложняем — добавляем вопрос «А почему у него не плавники, а ласты?» (И конечно, показываем тюленей, можно в дельфинарии и на видео).
11. Финальный вопрос по книге — Почему хамелеон муху не поймал? (Вы сами попробуйте сформулировать ответ! Это вопрос для сильного стимулирования развития речи и осмысления. Но к нему ребёнок должен быть готов. Словарный запас нужен пошире. Можно помогать формулировать в процессе).
А потом выходим за пределы книги! Начинаем спрашивать кому что зачем на прогулках, дома, где угодно. Вопросы лучше задавать и повторять задумчиво, а не назидательно.
Потом можно перейти на более сложно сформулированные вопросы (когда речь ребёнка будет достаточно хорошей, чтобы суметь ответить на такой вопрос):
Зачем нам нужны слоны/рыбы/жирафы/т.д. — в чём их предназначение?
Обычно взрослых такой вопрос пугает Им часто кажется, что ответ должен быть какой то сверхкосмический, наносложный и требующий знания всей природы! Но всё проще: что животное (или растение) ДЕЛАЕТ, для того оно и нужно!
Поэтому наблюдаем за растениями и животными, узнаём, что они ДЕЛАЮТ и к каким последствиям это приводит — это и есть их предназначение. Растения и животные не умеют отказываться от своего предназначения, забывать о нём или плохо его выполнять. Они выполняют своё предназначение всегда, в меру своих сил и предоставленных возможностей. Тяжёлые судьбы кур на птицефабриках и коров на бойнях мы пока не рассматриваем — всему своё время.
Как видите, книжки вам этой хватит надолго. Потому что вот какое правило делает работу с этой книгой эффективной: СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС ЗАДАЁМ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК РЕБЁНОК ДАЛ ОТВЕТ НА ПРЕДЫДУЩИЙ!
Появилась версия у ребёнка: если верная — радуемся и переходим к новому вопросу. Если вы не в курсе — просвещайтесь. Если версия явно не верная (хотя я таких примеров пока не знаю; обычно версии бывают просто неполными): устраиваем размышления (даём серию наводящих вопросов)/ проводим исследования (наблюдаем глазами, через лупу, микроскоп, бинокль, подзорную трубу) / проводим эксперименты и снова повторяем вопрос, не задавая нового.
Попозже можно учить ребёнка искать ответы на несколько вопросов в один период времени. Но начинаем по одному!
Если вы получили ответ НЕ ЗНАЮ, не расстраиваемся. Если НЕ ЗНАЮ с интонацией — НЕ ЗНАЮ, то ребёнок вам просто сообщил, что не знает Это чудесно. Не обязательно спрашивать хочет ли он узнать
Дети, если их ещё не замучили развивающими занятиями, всегда хотят узнать всё (ну, если ребёнок устал или голоден или расстроен — то может не хотеть пока не отдохнёт, поест и успокоится). Дальше просто устраиваем размышления, исследования, эксперименты.
Если ответ НЕ ЗНАЮ прозвучал с интонацией Я СЕЙЧАС ЗАНЯТ СВОЕЙ ИГРУШКОЙ/МЫСЛЯМИ/ЕДОЙ/ПЕРЕЖИВАНИЯМИ (особенно, если ребёнок старше 4х лет), то далее с вопросами к нему не пристаём до более удачного момента.
Если НЕ ЗНАЮ — слышится как МНЕ НЕ ИНТЕРЕСНО, налаживайте отношения! Это может быть просто протест. И не против знаний. А против перегрузок. Это лечим прогулками и валянием на травке, мечтами в небо и озорными играми на свежем воздухе. Бывает у ребёнка уже устоялись интересы и в их круг не вошли животные и природа. Правда, это редкость. Даже когда мальчики слишком увлечены роботами, машинками и мультиками, эксперименты и животные им всё равно интересны. Просто нужен «прибор» (лупа или бинокль прекрасно подходят), чтобы смотреть на животных в природе или даже в телевизоре, и эксперимент! Можно устраивать сюжетно-ролевые игры для детей с 3х лет. И станет интересно. Всегда.
И появятся свои вопросы. Тогда берегитесь!
Вам надо будет сначала самим организовывать процесс наблюдений, размышлений, экспериментов. А потом ребёнок сам за это возьмётся, когда поймёт, как это делается.
Софья недавно вбежала домой с криком: «Я буду проводить эксперимент! Не мешайте!». А ей 2,5. Пока эксперименты мы контролируем. Расширяем её мастерскую и учим правилам безопасности. А потом будем просто наблюдать и радоваться открытиям Расчёт у нас такой
А начинали вот с этой самой книжечки. Она маленького формата. Плотный белый картон (стойкая такая книжка). Покупали, как обычно, в Лабиринте. После долгой охоты. Расхватывают такие книжки почти мгновенно! Хотя стоит «Мечтательный хамелеон» дорого! Но для нас она затраченные на неё деньги отработала сторицей! Мы её так и зовём — книжка-клад!
Надеюсь, вам пригодится наш опыт.
Вера Писаренко
пермакультурная мама
0 responses on "Малышам: Книга про предназначение."